Информационно-профориентационный проект

"Вперёд к профессии!"

 

МБОУ "СОШ №64"г.Чебоксары

 

В помощь в профориентационной работе

 

Инструменты педагога-психолога
для преподавания курса «Профориентация»

Тренинги

 

O Профессиональная зрелость.

O Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии.

O Планирование профессионального пути.

O Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии.

O Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

O Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии,

O Эмоциональное отношение к выбору профессии.

O Развитие умений по принятию решения.

O Межличностное взаимодействие.

O Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

O Тренинг по правовому воспитанию «Наше право людьми зваться»

O Тренинг «На пороге взрослой жизни»

O Тренинг «Время выбирает нас»

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/83-training-for-guidance

O Профориентационный тренинг-игра «Как стать успешным?»

Источник: http://festival.1september.ru/articles/560835/

 

O Тренинг «На пороге взрослой жизни»

Источник: cirthmao.ru/images/stories/hh/hhtreningna.pdf  

 

O Тренинг по профориентации для учащихся 9-х классов

Источник: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98699015

 


Игры и упражнения

O Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание» 
Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

O Программа семинара-тренинга «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»  
Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.

O Профориентационная игра «Ассоциативный эксперимент»  
Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия.

O Профориентационная игра «Горизонт событий»  
Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее.

O Профориентационная игра «Забавные профессии»  
Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии.

O Профориентационная игра «Ловушки – капканчики»  
Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

O Профориентационная игра «Минус-плюс»  
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии.

O Профориентационная игра «Один день из жизни»  
Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.


 

O Профориентационная игра «Персонажи и профессии»  
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям.

O Профориентационная игра «Поиск выгоды»  
Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики.

O Профориентационная игра «Профессия – специальность»  
Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

O Профориентационная игра «Самая-самая»  
Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

O Профориентационная игра «Связанные профессии»  
Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд.

O Профориентационная игра «Сотворение мира»  
Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

O Профориентационная игра «Спящий город»  
Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.

O Профориентационная игра «Страна профессий»  
Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на «области», в которых располагаются «города»-профессии.

O Профориентационная игра «Суд над безработным»  
Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки.

O Профориентационная игра «Твои капиталы»  
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие «капитал».

O Профориентационная игра «Ты – капиталист»  
Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием «личный капитал», разными его видами.

O Профориентационная игра «Угадай профессию»  
Знакомство участников со схемой анализа профессий.

O Профориентационная игра «Холодно или горячо?»  
Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии.

O Профориентационная игра «Цепочка профессий» 
Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

O Профориентационная игра «Человек – профессия»  
Цель игры — на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

O
Профориентационная игра «Яркие впечатления»   
Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности.

O Профориентационное упражнение «Несуществующие профессии»
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии.

O Профориентационное упражнение «План палача»  
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос «Пахнут ли деньги?» и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией.

O Профориентационное упражнение «Работа или деятельность»
Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность.

O Процедура «Вероятностные характеристики карьеры»  
Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере.

O Процедура «Жизненные события и ПВК работника»  
Помощь участникам в анализа ПВК профессий.

O Процедура «Локус контроля»  
Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.

O Процедура «Обозначение сферы принадлежности событий»  
Определение к какой сфере жизни принадлежат события «неуспешной», «успешной» и «реальной» карьеры.

O Процедура «Особенности карьеры»  
Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере.

O Процедура «Оценка субъективной важности событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры»  
Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры».

O Процедура «Творческие успехи»  
Исследование путей самореализации через профессию.

O Ролевая игра «Cобеседование с работодателем»  
Выработка навыков эффективной самопрезентации.


 

O Упражнение «5 шагов»  
Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

O Упражнение «А вот и Я»  
Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.

O Упражнение «Если бы..., я стал бы...»  
Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.

O Упражнение «Звездный час»  
Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

O Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию  
Проверка сформированности личного профессионального плана.

O Упражнение «Кто есть кто?»  
Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

O Упражнение «Лучший мотив»  
Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

O Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы»   Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.

O Упражнение «Общее панно»  
Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы.

O Упражнение «Отгадай профессию»  
Пробуждение интереса к различным профессиям.

O Упражнение «План моего будущего»  
Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.

O Упражнение «Подарок с намеком»  
Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии.

O Упражнение «Поступь профессионала» 
Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

O Упражнение «Профессия на букву»  
Расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

O Упражнение «Советчик»  
Специально организованная упрощенная процедура группового экспертирования с элементами игры. Получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

O Упражнение «Три судьбы»  
Помощь участникам в анализе основных смыслов трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей.

O Упражнение «Человек – профессия»  
Побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам «посмотреть на себя со стороны».

Источник: http://azps.ru/training/indexpf.html

 

O Упражнение «Профессия – специальность»

O Упражнение «Дом – работа»

O Упражнение «Я – дома, я – на работе»

O Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»

O Игра «Супербол» (профориентационный вариант)

O Упражнение «Объявление»

O Игра «Поступь профессионала»

O Игра «Самая – самая»

O Упражнение «Звездный час»

O Игра «Остров»

O Игра «Ветеран» – «Бездельник»

O Игра «Новый город»

O Игра «Ассоциация»

O Игра «Открытие фирмы»

O Упражнение «Кем быть?»

O Упражнение «Мой герой»

O Упражнение «В детстве я хотел быть...»

O Сочинение-рассказ «Я хочу быть, как...»

O Игра «Приемная комиссия»

O Игра «Защити свой выбор»

O Игра «Профконсультация»

O Профориентационная игра «Выпускник»

O Упражнение «Детективы»

O Игра «20 000 дней»

O Игра «Двойки-пятерки»

O Игра «Аукцион ценностей»

O Упражнение «Выбор»

O Упражнение «Призвание»

O Ролевая игра «Cобеседование с работодателем»

O Игра «Круг»

Источник: http://trepsy.net/prof/

 


Опросы

 

Профориентационный опрос - http://psimaster.ru/content/proforientatsionnyi-opros

O Опрос по профориентации для учащихся 5-11 классов - http://www.survio.com/survey/w/B1B6I1B0M4F1V0R4I

O Профориентационные тесты и опросники онлайн в Online Test Pad - http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Psychology-Prof-13/Default.aspx

O Тест-опросник на профориентацию. Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся - http://psycabi.net/testy/138-test-na-proforientatsiyu-oprosnik-jovajshi-sfera-professionalnykh-predpochtenij-uchashchikhsya

O Профессиональный опрос для учащихся общих образовательных и средних специальных учебных заведений России с углубленным изучением художественной культуры - https://docs.google.com/forms/d/1K4Ok16tFvStIzEIYKlVt7gaD45fOlOQXlJXaGCNtFRI/viewform

 


Словарь основных понятий

 

O Словарь профориентации Г.В. Резапкиной - http://metodkabi.net.ru/index.php?id=sl_po#ur

O Словарь терминов по профориентации и технологии поиска работы - http://youthnet.karelia.ru/cszm/worker_02.php

O Раздел 1. Словарь терминов из монографии В.Н. Антоновой «Самоопределение и профориентация учащихся» - http://www.rae.ru/monographs/237-7229

O Словари профессий - http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=309:2009-11-13-22-23-34&catid=12:2009-10-08-07-49-57

 


 

Книги и пособия

 

O Книги издательства «Манн, Иванов и Фербер» о выборе профессии - http://www.mann-ivanov-ferber.ru/tag/choose-profession-books/

O Соммэр Дарио Салас «Мораль XXI века» - http://bookz.ru/authors/dario-salas-sommer/moral_-x_356/1-moral_-x_356.html, видео о книге - http://www.youtube.com/watch?v=4FIRk_hNGUY

O Е.И. Рогов «Выбор профессии: Становление профессионала» - http://avidreaders.ru/book/vybor-professii-stanovlenie-professionala.html

O Книги для учителей профориентации - https://www.livelib.ru/selection/6442

O Е.В. Гудкова «Основы профориентации и профессионального консультирования» - http://www.myakushkin.ru/pdf/FUNDAMENTALS_OF_PROFESSIONAL_ADVICE_Orientation.pdf

O Т.В. Черникова «Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов» - http://knigipro.com/biblioteka/proforientacija_shkolnikov.html

O «Навигатум: профориентация школьников. Методические и практические инструменты» - http://www.navigatum.ru/novyie-texnologii-proforientaczii.html

O Библиотека специалиста детского учреждения, программа «Точка опоры». Учебно-методический комплекс - http://victoriacf.ru/2646/proforientatsiya/

O Книги по профориентации - http://practic.childpsy.ru/profession/books.php

O Содействие в выборе профессии. Методическое пособие по профориентации - http://belinternat.org/files/Vybor.pdf

O Электронное пособие «Уголок профориентации» - https://www.b17.ru/courses/101/

O Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие - http://pedlib.ru/Books/3/0483/3_0483-1.shtml

O Список литературы по профориентации и профессиональному самоопределению старшеклассников - http://resurs-yar.ru/files/opit/271015/2.pdf

O Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие - http://www.ya-roditel.ru/professionals/biblio/detskaya_psikhodiagnostika_i_proforientatsiya_uchebnoe_posobie


 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»